Ехали туляки на Урал

Версия для печати
24 Март 2020

22 июня 1941 года Фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. А уже осенью полстраны было «на колесах». С востока на запад один за другим шли эшелоны с военной техникой и бойцами Красной Армии. Навстречу этому потоку на восток двигались тысячи составов с оборудованием и людьми, чтобы в глубоком тылу ковать победу над врагом.

(Фото с эффектом дополненной реальности)


В июле-декабре в Златоуст из западных районов страны было эвакуировано более 30 предприятий, организаций и учреждений, в том числе, два из них были «переброшены» на площадку еще строящегося завода № 54. Это были Тульский оружейный завод № 66 и Подольский механический завод № 460.
В честь тульских мастеров была названа одна из улиц района машиностроительного завода – Тульская. И сегодня мы делимся их воспоминаниями о первых днях в Златоусте, нелегкой жизни и работе в тылу.
Иван Васильевич Швытов, старший мастер цеха покрытий:
– Город встретил нас суровой зимой, но тепло и радушно. Разместили по школам и частным домам. Наша группа оказалась в школе на улице Ленина. Спали на полу, застланном соломой. На работу ходили пешком. В цехах стояли холода, и чтобы согреться, жгли костры прямо в корпусе. А что собой представляли тогда цехи? Без полов, не везде с застекленными рамами, во многих местах без крыш. Получив задание собирать изделие, рабочие спрашивали: «А где, на чем собирать-то?»
– На пнях, – серьезно отвечал начальник цеха В. Д. Иванов. И собирали до тех пор, пока не установили конвейеры и верстаки. В короткий срок сборочный цех достиг планового выпуска продукции...
Помню еще, как в октябре 1942 года мы получили задание срочно укупорить и отправить по назначению тридцать ящиков продукции. На вопрос «Что для этого надо?» рабочие и специалисты заявили: «Дать немного хлеба, жиров и табачку». Задание выполнили в течение суток. Откуда у людей бралась такая сила? Думая об этом, всегда прихожу к одному выводу: этой силой были коммунисты и комсомольцы, они сплачивали коллектив, цементировали его и личным примером вели за собой.
С установкой конвейеров резко обозначилось разделение труда, улучшилась расстановка людей по операциям. Рабочие быстро осваивались, достигая хорошего роста производительности труда. Но по-прежнему не хватало лесоматериалов для укупорочных ящиков. Тогда по решению парткома и директора завода И. В. Швытов стал ответственным по заготовке деловой древесины и дров в лесозаготовительном цехе. А цех этот переживал тогда большие трудности: зима, холод, недостаток питания...
Алексей Петрович Самсонов, начальник конструкторского бюро отдела № 235:
– В Златоуст наш эшелон прибыл 3 ноября 1941 года в 9 часов вечера. Заночевали в вагонах, а на следующий день всех временно поместили в школе на Большой Ветлужской улице, недалеко от железной дороги. А 7 ноября переехали в квартиру в двухэтажном деревянном доме на этой же улице.
Каким был завод? Он состоял из основного корпуса, в котором затем были размещены цехи № 4, № 6, № 64, и корпуса, именуемого гаражом. Вход в основной корпус был прямо с дороги, проходящей из Златоуста на Уржумку.
Когда мы пришли в основной заводской корпус 9 ноября, то он был почти пуст. Только у противоположной от главного входа стены было расположено оборудование производства «700», которое было завезено из Тулы еще летом. Вместе с оборудованием из Тулы приходили и детали незавершенного производства, благодаря которым удавалось ускорить запуск технологических цепочек на механических участках и обеспечить деталями сборку. Я тогда был направлен на участок в цех № 4, где собиралась «крышка короба» пулемета «Максим». Мастером на участке был Николай Родин, с которым я вместе почти пять лет учился в техникуме в Туле.
В августе 1942 года возникла необходимость создать на заводе отдельный цех по выпуску «замка» к пулемету «Максим». Это объяснялось тем, что выпуск изделий возрастал и трудно было управляться в одном цехе и с самим пулеметом, и со сложнейшим его узлом – «замком». Детали последнего имели очень точные допуски, и многие из них в сборке подгонялись по краске и по копоти. Так был организован цех № 24, работником которого я и стал. Работал наладчиком, затем – мастером.
В 1943 году был введен почасовой график движения деталей. Диспетчер ежечасно заносил данные в график, и начальник цеха имел возможность в любой момент иметь сведения о производстве и принимать оперативные решения. Цех стал работать ритмично. К концу 1943 года я подготовил себе замену из рабочих участка, бывших стройбатовцев, на должность мастера – Дмитрия Иванова, а наладчиком стал Николай Турин.
Завод № 54 возглавил директор Тульского завода Б. М. Пастухов. Нет необходимости подчеркивать, что фронт требовал резкого увеличения выпуска продукции, улучшения ее качества. Только решить эту задачу было не так просто. Производство порой было парализовано из-за острой нехватки штампованных деталей – не справлялись заводы-поставщики. Единственный и реальный выход – быстрейшее строительство собственного кузнечного корпуса. Однако на пути людей встала суровая сорокаградусная зима, нехватка строительных материалов... В таких условиях началась без преувеличения еще одна героическая эпопея строительства – кузнечного корпуса.
Натан Григорьевич Крайзман, первый начальник кузнечного цеха:
 – Приехав на Урал в октябре 1941 года, я был назначен начальником кузнечного цеха. К этому времени стояла только коробка одного корпуса, внутри которой было пусто, и потому перед нами стояли основные задачи по завозке и монтажу оборудования, подводке пара, воды и мазута. Первым завезли однотонный молот и обрезной пресс к нему. Оборудование было очень громоздким и тяжелым. Один шабот весил 20 тонн. Его тащили со станции Уржумка на листе трактором. Одновременно приступили к изготовлению ковочного и обрезного штампов. Дело в том, что много незавершенного производства было привезено при эвакуации завода из Тулы, некоторых деталей для комплектования сборки пулеметов не хватало. Кузнечный цех задерживал работу всего коллектива завода. Все ждали пуска оборудования кузницы. Работа такелажников по монтажу оборудования и небольшого технического персонала цеха проводилась круглые сутки. За монтажом оборудовании следили замминистра И. А. Барсуков, оказывая нам незамедлительную помощь. Для 20-тонного шабота были установлены стрелы и на блоках его опускали на фундамент.
Одновременно для подачи пара, воды и мазута в коллекторе цеха сваривали трубы. И вот уже первый агрегат вмонтирован, подвезены штампы, для нагрева металла пущена на мазуте первая печь, у которой грелся весь небольшой персонал. Все, затаив дыхание, стояли у молота и ждали его первого движения, волновались: хватит ли давления пара, нет ли ошибки в монтаже оборудования? И вот вентиль открыт, давление пара подано в цилиндры, тонная «баба» поднялась, есть разгон!.. Качание для нанесения удара по металлу набирало все больше силы.
 Нагретый металл уложен на штамп. Удар, за ним другой, третий – и поковка, получив форму детали, вынимается из штампа и передается на пресс для обрезки заусенца. После термообработки штампованные поковки немедленно отправляются в механические цеха. Сколько было радостных возгласов, какое удовлетворение получили все стоящие у агрегата. Есть кузница, есть поковки! Скорее набирать мощность для обеспечения фронта пулеметами!
В рекордно короткий срок в тяжелых условиях был построен второй корпус, установлено все прибывшее оборудование. Кузнечный цех полностью обеспечил заготовками механические цеха завода.
В январе 1942 года штамповали детали в отстроенном корпусе кузницы. Заместитель наркома И. А. Барсуков «не вылезал из строящейся кузницы? и присутствовал при пуске первого молота.
 К молоту встал Николай Хлопенев, а молодой кузнец-штамповщик Батозов стал штамповать детали к пулемету «Максим». В одну из смен Николай дал аж три нормы! После выполнения задания И. А. Барсуков вынул из кармана 100 рублей и отдал Николаю со словами: «Вот тебе, сынок, за хорошую работу».

Подчеркнем, что каждый заводчанин на своем месте буквально творил чудеса, которые сродни подвигам. Златоустовцы знали счет и цену минутам и понимали, что каждая их пушка, каждый их пулемет – это очередной удар по врагу, приближающий Победу.

Из книги «Мы – машиностроители Златоуста».

Служба по связям с общественностью АО «Златмаш»
Тел.: (3513) 67-11-11
Доб.:3562
 

19 Март 2020

КОРОНАВИРУС – это возбудитель ОРВИ, при котором отмечается выраженная интоксикация организма и проблемы с дыхательной и пищеварительной системами.

17 Март 2020

Техническое перевооружение – одно из приоритетных направлений деятельности любого предприятия. Так, в теплосиловом цехе АО «Златмаш» введены в строй две новые установки: вставной электромагнитный расходомер и лабораторный флокулятор.

13 Март 2020

Приглашаем всех за покупками в фирменный магазин «Мечта». Рады также вам сообщить, что он не просто переехал на новое место, но и заметно преобразился!